Павел Кугай.

О целесообразности преподавания пчеловодства в средней школе.

Доклад на научно-практической образовательной конференции «Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы» 12-15 мая 2012 года.

По статистике потребление сахарозы (свекловичный, тростниковый сахар) превышает 4о кГ на человека в год. По некоторым данным, сахароза препятствует усвоению витаминов, макро- и микроэлементов, является эффективным иммунодепрессантом; ее потребление – доминирующий фактор развитие более ста заболеваний и патологических состояний, в частности: ожирения, сахарного диабета, гипертонии, ишемической болезни сердца, атеросклероза, остеопороза, кариеса, болезней суставов, сосудов, кожи, глаз, пищеварительной, выделительной систем…, среди которых основные причины смерти. Единственное рациональное применение сахара – кормление пчел.

 

Мудрые и трудолюбивые пчелы основывали свои государства в расселинах скал и в дуплах дерев и безвозмездно потчевали любого просителя обильными плодами сладчайших своих трудов.
Мигель Сервантес. Из рассуждений Дон Кихота о Золотом Веке.

 

 

П.И. Прокопович называл Россию страной меда, пчел и воска и искренне считал, что «на естественных угодьях не содержат пчел и сотой части против того, сколько их содержать можно». На нашем материке мы вне конкуренции по условиям медосбора, только Америка м.б. приравнена к нам (В.Ю. Шимановский, 1927). Наша история связана с медоносной пчелой. Пчеловодство заслуживает самого серьезного внимания, поскольку способно оказать благоприятное влияние на здоровье людей (продукты пчеловодства обладают уникальными свойствами, являются одновременно и пищей и лекарством), экономику (новые рабочие места, производство продукции для внутреннего и внешнего рынка, профилактика заболеваний), знакомство с пчелой и тем более работа с ней очищает душу, приближает к состоянию Адама до грехопадения: что, несомненно, послужит укреплению страны.
       Некоторые вехи отечественного пчеловодного образования:
       П.И. Прокопович — организатор и педагог первой в мире школы пчеловодства, он называл ее народной. В школе давались знания и практические навыки по пчеловодству, садоводству, шелководству, огородничеству, столярному делу, а также чтению, письму, началам арифметики и нравственности.
       Диакон Г.И. Лисянский проводил занятия по пчеловодству среди воспитанников Киевской Духовной Семинарии, им издан учебник «Беседы по пчеловодству» (Киев, 1913). Эти знания могут быть очень уместны для сельского священника, особенно при бедном приходе.
       Насколько мне известно, в средних школах советского периода, особенно сельских, имели место пчеловодные занятия в качестве производственного обучения и факультатива, создавались школьные пасеки. Книги того периода: В.А. Шимановский «Первые шаги по устройству пасеки» (1927); П.П. Максимов «Пчеловодство» (Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962, 190 страниц. Учебник для сельских средних школ с производственным обучением по пчеловодству. Первый опыт пособия для учащихся сельских школ). В.А. Губин, впоследствии зав. Каф. Пчеловодства ТСХА, «Школьная пасека», 1964, «Детская литература».
       И.А. Шабаршов «Юному пчеловоду» (1983 и 1988), учебник «Пчеловодство 10-11» (2005) («Просвещение»).
       В настоящее время пчеловодство преподается в школах Бурзянского района Башкирии, в разных уголках России есть школьные пасеки.
       Введение пчеловодства в средней школе, представляется так: проводится несколько занятий для всех, для заинтересованных углубленный курс. Занятия должны быть и теоретическими и практическими, очень важно наличие пасеки, учебных пособий.
       Тем, кто хочет связать жизнь с пчелами, полезно начать освоение специальности до окончания школы, Шимановский во избежание роковых для пчел последствий рекомендует допускать учеников к самостоятельной деятельности не ранее двух лет работы под наблюдением преподавателя. Дело это не простое, требует глубокого понимания жизни пчелиной семьи, сущности процессов проходящих в ней.
       Пчеловодство в школе интересно тем, что учебный процесс связан с реальностью; ученик получает навыки профессии, которая может оказаться серьезным материальным подспорьем, обеспечить независимость; воспитывается бережное отношение к окружающей среде (Полагаю: был бы Борис Всеволодович пчеловодом, МО выглядела бы совсем иначе); дети получают трудовые навыки, физическую нагрузку на воздухе; воспитывается выдержка, дисциплинированность; развивается чувство живого; общение с пчелами обогащает внутреннюю культуру, заставляет совершенно по-иному взглянуть на многие проблемы, расширяет возможности…
       Развитие пчеловодства, несомненно, послужит укреплению России, что сейчас особенно важно.