Александр Кугай.

«ЕСЛИ МЫ БУДЕМ МОЛЧАТЬ, НАС ПРОСТО УНИЧТОЖАТ»*

(Приводится по подготовленной Анатолием Мостовым публикации в «Газете православных мирян Десятина №7(118) 2006 год).

«ДА ПРОИЗРАСТИТ ЗЕМЛЯ...»

Наверное, не столько человек выбирает для себя дело, сколько дело подбирает себе работника. Не доводилось мне пока встречать среди пасечников людей злых или хотя бы очень напористых. Наверное, пчёлы таких не приемлют в вожаки. Вот и Александр Петрович в движе-ниях несуетлив, голос имеет мягкий, спокойный, увещевательный. Рассказывает он о себе, своих заботах негромко, без напряга, даже когда речь ведёт о вещах, неприятных для него в прошлом. И часто произносит слово «спасибо». В наш безудержно скорострельный век человеком он кажется несвоевременным, будто забросило его неведомым протуберанцем из позапрошлого столетия.
       Впрочем, о чисто «своих» заботах он не говорит. Мыслями и рассуждениями пасечник вполне современен, широкого кругозора, и его заботы — это наши всероссийские заботы, ужатые до такого пространства, в котором он способен что-либо доброе сделать. Об общечеловеческих, планетарных проблемах он тоже читал немало, и порассуждать может, но сдерживает себя, силы не распыляя...
       А. П. Кугай, выявив в дорожной беседе мои взгляды на крестьянские дела, недоволен:
       —Так вы же за то, чтобы земля продавалась, а я против этого. Считаю, что не должно торговать ею. Но вы это не напишете...
       —Напишу. Это ведь ваше мнение, почему его таить я буду?
       Тем «конфликт» и закончился.
       А главная забота Александра Петровича проявилась в том, что он, сам закоченевший и за-коченевшего меня не в избу сначала повёл, чайком согреться, когда мы из машины вышли, а к этой церкви, рассказывая, почему он тут и отчего место это благодатное. Сразу стала видна его скрытая до поры целеустремлённость, и даже неистовость в деле, которое он себе наметил...
       И я попросил подвижника рассказать о том, какие он видит проблемы, в чём они, от чего пошли... Минуло полгода. И вот он привёз в редакцию свою статью...

 

«Еcли бы Вы сумели прочитать сердцем святое Евангелие и заглянуть в Св. Писание Жизни – я же есть Земля-матушка, и на ней все живое, сотворенное Богом, то Вы ничего не устрашились бы в устремлении за Богом."
       (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина), Свято-Успенский Псково- Печерский монастырь, 2006, стр. 507-508, Судьбоносный совет).

 

 

«ДА ПРОИЗРАСТИТ ЗЕМЛЯ...»

       На местных картах Наро-фоминского района Московской области 60-70 годов прошлого века есть отметка: «Ур. Борисовка». До середины XX в. здесь была деревня Борисовка (в XIX она называлась Введенское-Борисовка).
       «Ур.» с названием бывшей деревни — стандартная топографическая метка мест ликвидации «неперспективных» деревень. Сменив «дер.» на «ур.», оставили на карте имя деревни, стертой с лица земли. Кто автор этой записи? Знал ли он, что урочище — луг среди леса, ополья, в подзоне южной тайги междуречья Оки и Волги — явилось кормящим и вмещающим ландшафтом, месторазвитием (этнологический термин) великороссов, московитов?
       Возмужав в этих местах, они так далеко раздвинули пределы Московской Руси, что над ней никогда не заходило солнце... От их земли уже отломили многие куски, а с оставшейся их выживают. И вот проложили асфальтную автодорогу сюда, в ее сердце — урочище. Собираются возводить свой «элитный коттеджный поселок» новые «русские». Они пришли, купили и сказали местным крестьянам: «Не мешайте людям (строить и) жить!» и добавили: «Вас здесь не будет! — это мы вам говорим».

Пожалуй-ка, выметайтесь!
       Есть племя умней и сильней.
       Элите в ногах не мешайтесь,
       очистите землю скорей!
       Русские с «новыми ...» несовместимы.

В чём разница? В отношении к Слову Божию и земле.
       «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1.11,12). Бог создал землю для сельскохозяйственного производства.
А замысел пустить чудом сохранившийся едва ли не во всей полноте своей первозданности участок Подмосковья под застройку утвержден постановлением правительства Московской области «О переводе земельного участка... из одной категории в другую», первый и главный пункт которого: «Перевести земельный участок в составе земель сельскохозяйственных угодий, непригодный для осуществления сельскохозяйственного производства... для индивидуального жилищного строительства из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли поселений»».
       Сельхозугодия и прежде изымали для строительства. И они становились непригодными для сельскохозяйственного производства. Но в данном случае совершен явный подлог: ещё до застройки участок земли ложно объявляется непригодным для сельхозпроизводства. И эта ложь служит основанием для застройки.
       Как если бы человека объявить мертвым, чтобы на этом основании, прикрываясь этим заявлением, убить. И вывезти на кладбище... Попробуй потом докажи, что на день приговора он был жив.
       Уже снимают и вывозят плодородный слой. Но в тех местах, где этого ещё не сделали, он — живой! Тому свидетельство — цветы и травы, растущие на нем... Многолетняя практика хозяйствования. И результаты анализов почв.
       Постановление не является ошибкой, допущенной вследствие недостаточной информированности. Первый заместитель Председателя правительства Московской области И. О. Пархоменко, на которого возложен контроль за исполнением постановления, в марте 2005 г. в ответ на просьбу директора ИПЭЭ им. А. Н. Северцова РАН академика Д. С. Павлова не изымать эти угодья под застройку сообщил: «в настоящее время в соответствии с целевым назначением указанный участок фактически используется... в сельскохозяйственном производстве для выращивания сочных кормов для крупного рогатого скота». Как видим, правда известна.
       В дни, когда готовилось это постановление, правительству Московской области были направлены письма с результатами почвенных анализов изымаемого участка, а Министр Природных ресурсов России Ю. П. Трутнев обратился к руководству Московской области с ходатайством об «организации комплексного историко-культурного и природного заказника регионального значения в урочище Борисовка... без перевода земель из категории «земли сельскохозяйственного назначения» с установлением соответствующего режима их хозяйственного использования»... Но постановление было принято.
       Оно выходит за пределы проблем и интересов Агропрома и даже экологической и продовольственной безопасности населения Московии в духовную сферу, ведь «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк 4.4).
       Сказал Господь: «Землю не должно продавать навсегда; ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев. 25.23).
       Отметив это место Откровения Божия на X Всемирном Русском Народном Соборе «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке», Его Святейшество Святейший Патриарх Алексий напомнил: «Возделывание и хранение земли является прямой заповедью Творца человеку. Однако возделывать землю — значит не злоупотреблять ею, не истощать ее, но вводить ее в большую силу и полноту бытия».
       Данное постановление Правительства Московской области — предельное, богопротивное злоупотребление землей: оно объявляет её непригодной к тому, для чего её создал Бог, напрочь лишает силы и самого бытия.
       Земля — сокровенное творение Божие. «...Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк 4. 26-29).
       Земля — необычайное Божие творение. Она не порождает себе подобных. Тем более не формирует никого по навязанным чужеродным программам. Но семена других вынашивает в лоне, растит и вскармливает всех, дает возможность каждому раскрыть его природу. Таким же должен быть и человек (и таким до сих пор является русский крестьянин). Господь сотворил человека возделывателем (помощником) земли. В этом его природа, роль, предназначение, и оно в жизни земли важнее даже значения дождя, ибо дождю есть замена: в его отсутствие «пар поднимался с земли и орошал всё лице её» (Быт. 2. 4). Но никакого кустарника не было на земле и никакая трава не росла, ибо не было человека для возделывания земли... Если возделывателя земли не станет, трава не будет расти? Станет другим, перестанет быть мир, сотворенный Богом?
       «Имя первого человека — Адам — происходит от слова «адама», означающего «земля», поэтому возделывание земли — это не только сельскохозяйственный труд, но и забота о человеке, о преображении его души и тела. Нравственное отношение к своей земле, к своей Родине невозможно без нравственного отношения к людям», — сказал Его Святейшество на X ВРНС и продолжил: «Сельское хозяйство... в истории нашей страны... не раз становилось полигоном для испытания амбициозных политических и экономических концепций. В результате многие миллионы людей живут в условиях крайней урбанизации, которая порождает индивидуализм, неспособность общества к единению, кризис ответственности за судьбу своей семьи, своей малой родины и всей страны».
       Все народы были земледельческими, в том числе на территории США и Западной Европы.
       Из европейцев русские дольше всех сохранили верность заповеди Божией — возделывать землю и любовь к ней, светло-пресветлой Матушке сырой Земле. Русские — единственный народ, принявший именем собственным Божие имя: крестьяне — христиане-земледельцы.
       Не здесь ли загадка таинственной русской души? Ее убивали крепостничеством, военными поселениями, военным коммунизмом, продразверсткой, голодоморами с запретом выезда (без паспортов), клеймом «идиотизм деревенской жизни», призывом крестьянских детей в города «учиться, учиться и еще раз учиться» (чтобы стать начальственной «прослойкой»), ликвидацией «неперспективных» деревень. Самый же коварный и жестокий — двойной, с выдержкой времени, удар «коллективизация-приватизация».
       Когда соблазняли первых людей, разве сказали им: познаете зло (приобщитесь ко злу)? Сказали: познаете добро и зло. Однако добро они знали, они ведь были сотворены добро зело и жили добро в раю. Разгадка проста: зло — лукавое — прикрывается добром, иначе ему не выжить.
       Когда насаждали «сплошную коллективизацию», то разве только расстрелами и ссылками? Нет, ещё и моральным убеждением. И разве говорили, что это отрыв от земли навсегда? Нет — «спайка навечно».
       А когда брали землю в «оборот» скупки-продаж-перепродаж, то разве говорили: это — чтобы изъять её из севооборота навсегда? Нет — чтобы повысить её плодородие и поднять эффективность сельскохозяйственного производства. И ещё: «чтобы... чиновники больше не имели возможности ею злоупотреблять»... Не им ли сказано: «Теперь ваше время и власть тьмы» (Лк 22.53)?
       Но сказано также: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец» (Мф24.6).
       Урочище Введенское-Борисовка — сохранивший полноту составных частей и многообразие видов локальный, относительно замкнутый, в прежнем Подмосковье типичный, теперь — уникальный природный комплекс, целостный организм — этнобиогеоценоз, образчик Божия мира. Фактически по содержанию и существу он является духовным, этнологическим и биосферным заказником.
       Но статуса заказника ему не получить: ООО, купившие его луга и поля, режим заказника, запрещающий коттеджное строительство, не согласуют (да и то спросить: когда в последний раз был разрешён в Московской области заказник?).
       Между тем здесь выявлено около полусотни видов животных и растений, занесенных в Красные книги: 40 — Московской области, 7 — России, 1 — коростель — глобально угрожаемый (IUCN Red List).
       Следовало бы включить в Красную Книгу еще один, глобально уничтожаемый вид — антропологический — человек, сотворенный Богом по образу Своему: обладать и владычествовать над зверями, рыбами, птицами,.. всею землей, что означает помогать ей ле-леять и взращивать всех — возделывать и хранить ее.
       Теперь ему на смену сюда въезжает другой — по образу другого — на... «непригодной для осуществления сельскохозяйственного производства» земле... выращивать деньги.
       В урочище Введенское-Борисовка полвека, в том числе более сорока лет на базе размещенной здесь биогеоценологической станции «Малинки» им. В. Н. Сукачёва Института проблем экологии и эволюции РАН, ведется мониторинг — наблюдение, анализ, оценка и прогноз — экологической обстановки в Москве и области.
       Такие наблюдения имеет смысл вести только в первичных целостных экосистемах (ценозах) чутко и адекватно реагирующих на внешние перемены. К слову, в целях обеспечения условий мониторинга цивилизованные правительства создают биосферные заказники (и уж тем более не занимаются плановым разрушением таких мест).
       Здесь работают ученые десятков Институтов РАН и РАСХН, пяти московских университетов и Тимирязевской сельскохозяйственной Академии, проходят практику студенты, занимаются школьники.
       Список публикаций, отражающих результаты проведенных здесь исследований, включает сотни наименований... Фундаментальная задача исследований — постижение и сохранение богатства видов животного и растительного мира.
       В этой связи уместно вспомнить о святых, друживших с медведями, львами... Христос в пустыне 40 дней был «со зверями» (и ангелами, «ангелы служили ему» — Мк 1. 13). Христос сказал ученикам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 16. 15). Апостол Павел: «... тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8.19).
       «Постиндустриальному» обществу следует преодолеть раскол на «субъекта» и «объекта», «человека» и «окружающую среду», вернуть целостность Божию миру.
       «... и только Россия ещё способна сегодня потрясти богатством своего наследия. Сберечь эту удивительную природу — вот шанс выжить целым поколениям», — сказал принц Филипп, Герцог Эдинбургский, почётный президент Всемирного фонда дикой природы (WWF).
       Дать поколениям этот шанс — миссия России в XXI веке. Урочище Введенское-Борисовка может и должно стать наглядным, близким образцом её выполнения совместными усилиями учёных и крестьян.
       Кооператив Кош — Крестьянская оратайская (земледельческая) школа, арендуя угодья под пчеловодство и выращивание трав, в тесном сотрудничестве с учёными развернул опытную пасеку, приступил к восстановлению в Подмосковье исчезнувшей среднерусской породы пчёл, расширяет крестьянское хозяйство, уже включающее луговодство, полеводство, семеноводство, огородничество, садоводство, птицеводство, плотницкое и кузнечное ремесла. Восстанавливается пруд, поставлено несколько срубов... Накапливается опыт, готовятся кадры.
       Урочище Введенское-Борисовка — святое. В нём отмечено неоднократное явление иконы Матери Божией, о чем свидетельствуют жители окрестных селений и те, кто когда-то здесь жил.
       Люди говорят об особой значимости в бывшей здесь деревне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, называют его престольным, хотя никто не помнит, чтобы здесь был храм (помнят только, что была часовня).
       Никто уже не помнит также, что деревня когда-то называлась Введенским, однако об этом свидетельствуют карты и справочники населённых мест Московской губернии XIX в.
       Вероятно, в том же веке построили часовню. В середине XX её разорили, разрушили... В 1999 г. открыт её фундамент. Поставлен поклонный Крест о явлении здесь иконы Божией Матери... Возникло стремление построить часовню-храм взамен утраченной.
       Не было ни проекта, ни опыта, ни специалистов, ни материалов, ни средств не только на храм, но и вообще на хозяйство, которое предстояло развивать... Обратились за благословением к отцу Иоанну (Крестьянкину).
       Пришёл ответ: «Дорогие мои! Мне о вас и ваших делах и планах только помолиться. Благословение Божие вы уже получили через старца о. Николая. И что скажу: по вере вашей да будет Вам».
       Оказалось, что бывавший здесь, освятивший Крест батюшка обращался к о. Николаю Гурьянову, и старец открыл ему: «Есть воля Божия». Эти слова батюшка передал, но не сказал, чьи они. Это стало известно только от о. Иоанна. А вот он как узнал? «Старцы совсем другие люди, у них всё по-другому» — заметил один священник на этот вопрос.
       И воплотился образ шедевра деревянного зодчества Московской Руси — храма Спаса Преображения из погоста Спас-Вежи, легендарно три столетия назад туда приплывшего, полвека назад поставленного в Костромском Ипатьевом монастыре музейным экспонатом, три года назад утраченного.
       Есть версия, что он вернулся из музея в урочище — родные исконные места... И встал на последней линии обороны Москвы 1941... Отступать некуда. А возвращаться придётся. На просторы России. Чтобы её сберечь.
       «Храм, поклонный крест и избы уже сейчас формируют вместе с соснами, прудом, лугами, полями, лесами редкий, даже — редчайший по своей красоте архитектурно-природный ансамбль единственный в Подмосковье. Когда же близ него будут построены ещё часовня и звонница, появятся малые архитектурные формы, то этот уголок Подмосковья наверняка превратится в любимое и почитаемое место для самых широких кругов населения вне зависимости от веро-исповедания и возраста. Особое значение это место имеет для воспитания детей, которые приходят сюда на экскурсии.
       Одним своим видом архитектурно-природный ансамбль, отражающий самобытнейшую область нашей культуры — древнерусское деревянное зодчество, будет призывать к пониманию истинной красоты жизни...
       Древнерусской бревенчатой архитектуре нигде в мире нет аналогов, её памятники восхищают всех.
       В урочище Введенское-Борисовка есть все условия для создания до сих пор отсутствующего на территории Москвы и Московской области музея русского деревянного зодчества. В экспозицию этого музея я передала бы огромный архив моего отца академика Александра Викторовича Ополовникова, посвятившего жизнь изучению и сохранению архитек-турного наследия русского народа (можно кстати отметить, что к его архиву проявляют интерес обращавшиеся к нам с запросами граждане: Норвегии, Австрии, Германии, Италии, Польши, Словении, Швейцарии, Франции, США, Мексики, Швеции, Финляндии, Ливана и Южной Кореи). Благодаря современным компьютерным технологиям музей мог бы представить все памятники деревянного зодчества необъятной России.
       Такое развитие этой территории было бы гораздо более престижным для Московской области, чем застройка заурядными коттеджными поселками.
       Выражаю надежду, что просьба о признании недействующим постановления № 502/30 от 29.07.05 будет удовлетворена», — пишет Е. А. Ополовникова, профессор Международной академии архитектуры, заслуженный работник культуры России, член Бюро и председатель Комитета по деревянному зодчеству Российского Отделения международного совета по памятникам и достопримечательным местам при ЮНЕСКО.
       С января по июль 2005 г. учёные, деятели искусства, общественность, народ многократно обращались к руководству Московской области с просьбой не изымать Борисовские луга и предоставить под застройку равнозначные участки в другом месте (на территории хозяйства еще есть муниципальные земли фонда перераспределения), но понимания пока не нашли. Отвечали заместители, руководители ведомств, помощники (и не на все письма). Может быть, обращения не дошли до адресата.

* – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

 

Когда этот номер был готов к печати, в редакцию поступило письмо Лидии Кондратьевны Васьковой.
       «Я — в православной крестьянской общине «Кош», участвовала в строительстве храма, часто бываю в Борисовке. На полях и лугах цветут медоносы, пчелы собирают нектар... К ужасу своему увидела страшное: в поле работают экскаваторы и бульдозер — срывают (и затем вывозят самосвалами) плодородный почвенный слой вместе с цветами и травами: готовят площадку для застройки хоромами «новых русских».
       Уже началось физическое выдавливание общины. 10 июля 2006 года на арендованном нами участке вопреки нашим протестам противоправно (не дожидаясь удовлетворения поданных на нас судебных исков) с применением насилия был поставлен строительный вагончик. Установке второго вагончика, хозблока и туалета мы в тот день смогли воспрепятствовать.
       14 июля в полвосьмого утра я увидела: подъезжают две легковые машины, за ними — «КамАЗ» с вагончиком и автокран. Я с дороги не ушла, пытаясь помешать подвозу вагона. По команде гражданского лица ко мне приблизился человек в форме, с дубинкой, схватил меня за руки и стал волочить с дороги. Я сопротивлялась. Штатский приказал другому в форме. Вдвоем они стащили меня с дороги.Так неудачно я противостояла рейдерскому захвату. В вагонах размещено силовое прикрытие дальнейших самоуправных действий.
       Спустя несколько дней, 19 июля, к нам приехал Иван Петрович, глава сельского поселения Первомайское.
— Через месяц вас здесь не будет! Договор с вами расторгнем. Продадим три участка крутым, от которых вы сами сбежите, — вот, что он сообщил...»
       Иван Петрович слов на ветер не бросал. Его слова сбываются. 27 июля «крутые» привезли самосвал столбов. На участке кооператива копают ямы, ставят столбы, бетонируют.

Страницу подготовил Анатолий МОСТОВОЙ